Недавно, буквально две недели назад, сразу два приятеля почти синхронно спросили меня об одном и том же: чем отличаются немецкие 45 GRAD и ERLEBNIS FUSSBALL. А тут как раз посылка из Германии подоспела, в которой лежали последние выпуски обоих изданий. Я решил воспользоваться случаем и, проведя параллели, ответить на поставленный вопрос, а заодно рассказать об этих по-настоящему первоклассных изданиях современности...
Начнем с истории. Дебютный выпуск ERLEBNIS FUSSBALL (далее EF) вышел 15 лет назад, в теперь уже далеком 2001-м. Прежде, чем BLICKFANG ULTRA' (BFU), и намного раньше, чем 45 GRAD (45G), первый номер которого увидел свет сравнительно недавно. Главным редактором EF был Рик Маркез: поклонник франкфуртского "Айнтрахта", член небезызвестной фанатской группировки ULTRAS FRANKFURT. Кстати говоря, одной из лучших в Германии. Однако, в январе 2013-го ситуация изменилась. Решив сосредоточить все свободное время на семье, Рик передал бразды правления делом, которое начинал, своему другу Штефану Лангеру: стороннику лейпцигского "Хеми", одному из DIABLOS LEUTZSCH, будущему редактору 45G. Несмотря на то, что стремительно теряющему свою репутацию журналу прилив свежей крови был жизненно необходим, тогда эта рокировка казалась мне никудышной затеей. Вскоре, в октябре 2013-го, после выхода первого номера 45G, я еще больше убедился в своей правоте. Было непонятно, как одному человеку удастся усидеть на двух стульях, стоя у руля пары настолько крупных и как казалось тогда похожих друг на друга изданий. Разве можно гнаться за двумя зайцами и поймать обоих? Вопреки смыслу пословицы, можно. Но тогда я не понимал, как конкретно это можно сделать.
Буквально за год EF было не узнать. Журнал стал гораздо более серьезным в плане освещения ультрас-культуры. Он с удвоенной силой копал как можно глубже в историю событий, обращал больше внимания на отдельные ультрас-группы и целые фанатские движения. Разбирался в случившемся хоть в Германии, хоть где бы то ни было еще, не поверхностно, а детально, с привлечением дополнительных ресурсов, людей знающих наверняка, а не пересказывающих услышанное краем уха. В результате в EF стало гораздо больше первоклассного текста, настоящего эксклюзива, который жил в гармонии с немаленьким количеством фотографий. При этом баланс между ними был соблюден с аптекарской точностью. Верстка и дизайн заиграли новыми красками. Улучшилось качество печати, объем. Изменения не просто пошли журналу на пользу, благодаря им он воспарил. Теперь EF стал способен конкурировать с BFU не только формально, но и взаправду.
И тогда, и сейчас, содержание 45G существенно отличалось от того, что предлагал EF. Оно состояло из незамысловатых отчетов с прошедших игр, а также нескольких фото-рубрик. Примерно 3/4 достаточно коротких, но в тоже время содержательных репортажей, стабильно были посвящены матчам чемпионата Германии. В этом, кстати говоря, 45G принципиально отличался от EF, где, в свою очередь, о "не немецком" говорилось гораздо больше. Остальной объем приходился на игры в других странах. При том уровень соревнований при отборе никогда не имел значения. Главным условием попадания на страницы 45G было соблюдение трех простых правил: на трибунах должно происходить что-то интересное; писанина автора обязана быть внятной; чтобы царящую на игре атмосферу дополняли яркие, красочные фотографии. Никаких ретро-фотографий, интервью, аналитики, полемики и прочего в 45G нет и никогда не было. Кстати, в отличие от 45G, который выходит ежемесячно, EF не имеет строгой периодичности.
На сегодняшний день, во многом благодаря принципам формирования, сводным братьям удается избегать сходства, а значит, сравнения друг с другом. Именно поэтому, журналам с одним редактором, но разными командами авторов, получается быть самостоятельными единицами. Определенная заслуга состоит еще и в том, что, несмотря на политические ориентиры главного редактора и его ультрас-группы, отбор материалов, что в EF, что в 45G никогда не ограничивался только лишь одной стороной. Примеров тому вагон и маленькая тележка. И в этом, на мой взгляд, нет ничего удивительного. Все прекрасно понимают, что личная позиция человека - одно кино, а общефанатский журнал, призванный освещать позиции разных людей и групп - совсем другое.