Чего кстати нельзя сказать о тех же гробарях
Недаром вы такие разные
Клуб любителей фанатской литературы "МагШоп" |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Клуб любителей фанатской литературы "МагШоп" » Постоянные рубрики » Исследуя фан-печать/Блиц-опрос
Чего кстати нельзя сказать о тех же гробарях
Недаром вы такие разные
Планирую возобновить рубрику в самое ближайшее время. Если есть предложения, какими вопросами можно дополнить опросник, не стесняясь, пишите
1)Этот вопрос "Вам интересны фанзины других групп?" я бы задал несколько иначе: "Вам интересны фанзины других отечественных и иностранных групп?"
2)В предыдущем ответе промелькнуло про тираж. Можно было задать какой-то общий вопрос, касаемый тиража, выбора формата (А5, А4 или что-то ещё), и цвета (цвет или чб).
3)Вопрос по содержанию. Какие статьи, помимо классических фанатских содержатся в издании?! Например, музыка, шмот, спорт и т.д.
Можно спросить кто читатели журнала в разбивке свой движ/не свой, другие города, страны.
1)Этот вопрос "Вам интересны фанзины других групп?" я бы задал несколько иначе: "Вам интересны фанзины других отечественных и иностранных групп?"
2)В предыдущем ответе промелькнуло про тираж. Можно было задать какой-то общий вопрос, касаемый тиража, выбора формата (А5, А4 или что-то ещё), и цвета (цвет или чб).
3)Вопрос по содержанию. Какие статьи, помимо классических фанатских содержатся в издании?! Например, музыка, шмот, спорт и т.д.
Можно спросить кто читатели журнала в разбивке свой движ/не свой, другие города, страны.
Спасибо. Что-то обязательно возьму на вооружение!
Также хотелось бы перед публикацией ответов получать какую-то вводную часть об издании: когда вышел первый и крайний номер, сколько всего номеров вышло, средний объём издания...
Отредактировано Efrem (28.11.2016 22:45:43)
Самый на мой взгляд интересный вопрос - для кого выпускается фанзин, кто потенциальный покупатель. Покупают его старые, молодые, коллекционеры, простолюдины, хулиганы, другие города и страны и тд и тп
Ща народ набросает не на блиц-опрос, а на интервью на пять экранов
Оно и неплохо бы...
Ща народ набросает не на блиц-опрос, а на интервью на пять экранов
Оно и неплохо бы...
Неплохо бы, согласен. Но шансов взять мини-интервью в ныне существующем формате гораздо больше чем в формате полноценного интервью. Соответствующий опыт у нас уже был, есть с чем сравнивать. Поэтому, как резонно заметил один из юзеров форума, свои вопросы не приславший, блиц-опрос должен оставаться блиц-опросом. Другое дело, можно же довести каждый вопрос до ума. Добавить к уже существующим несколько уточняющих вопросов, и только после получения ответов на них, действовать по ситуации. Остановится или продолжать
Kaos Fanzine # 3/БК Виола (Реджо-ди-Калабрия, Италия)
Прямо сейчас мы готовим материал, подробно рассказывающий об этом неординарном самиздате. Поэтому если у вас есть какие-то вопросы к редакции KAOS FANZINE, задавайте их в комментариях. Причин удовлетворить свое любопытство видится как минимум три. Во-первых, чисто баскетбольных фанзинов на постсоветском пространстве нет и считай никогда не было. Исключение составили CAPITAL LIST киевского "Будивельника", а также несколько литовских изданий (ZEBRAS - "Статиба", I PERGALE! - "Летувос Ритас", SPARNAI - "Сакалай" (все - Вильнюс), ZALIOJI MIRTIS и GWB'OFKE - каунасский "Жальгирис"), где баскетбол традиционно на хорошем счету у болельщиков. Ничего не забыл? Во-вторых, будем откровенны, о баскетбольной ультрас-сцене Италии нам ничего неизвестно. И, наконец, тот факт, что TOTAL KAOS издают фанзин на бумаге без малого 30 лет, просто-напросто восхищает...
Читая новости о самиздате ультрас-группы TOTAL KAOS, я не раз задавался одним и тем же вопросом: как фанзин, первый, а точнее нулевой номер которого вышел в 1995 году, может жить столь долго?! В этом году ему исполнится 23 года! Естественно, мне захотелось поговорить с авторами, чтобы из первых уст узнать секрет долголетия. Но сперва я расскажу вам о самом клубе, все-таки у нас об итальянском баскетболе известно немногое...
БК "Виола" из города Реджо-ди-Калабрия основан в 1966 году судьей Джузеппе Виола в память об умершем брате. С тех пор клуб дважды расформировывался, несколько раз менял название, но фамилия Виола в правопреемниках фигурировала всегда. Неизменными оставались и цвета - черно-оранжевые. В основном, как и сейчас, баскетболисты из Реджо-ди-Калабрии выступали в Серии А2 - вторая лига чемпионата Италии. Кстати, в сезоне 1992/93 в "Виоле" играл украинец Александр Волков - олимпийский чемпион 1988 года, известный по выступлениям в НБА, киевском "Будивельнике", московском ЦСКА, греческих командах "Панатинаикос" и "Олимпиакос", завершавший карьеру спортсмена в БК "Киев". Домашняя арена "Виолы" построена в 1990 году. После реконструкции 2010-го она вмещает 8,5 тысяч зрителей.
В том же 1990 году появились TOTAL KAOS. Сейчас группа весьма малочисленная, но зато очень преданная фанатскому образу жизни и клубу. На вопрос о политических взглядах отвечают так: "TOTAL KAOS стараются держаться подальше от политики: каждый имеет свой взгляд, но как группа мы предпочитаем фокусироваться только на поддержке "Виолы"...
Фанзин, напечатанный на бумаге, все еще необходимая вещь для группы/трибуны, или под влиянием интернета он безвозвратно ушел в прошлое?
Мы убеждены, что фанзин остается необходимой вещью, как для группы, так и для трибуны, потому что с его помощью можно разрушить массу стереотипов о мире ультрас и донести до обычных болельщиков собственную точку зрения. Мы называем это контринформацией. Кроме того, фанзин приносит доход, благодаря которому пополняется наша касса.
Как много людей принимает участие в создании фанзина? Каким тиражом он выходит, объемом, в каком формате?
Все началось с идеи показать наш образ жизни простым болельщикам и другим ультрас в Италии. В прошлом свои статьи в фанзин присылал любой желающий, теперь это могут сделать только члены группы. Редактурой и версткой занимаются два человека. KAOS ZINE первой волны (1995-1999) печатался к каждому домашнему матчу клуба в количестве примерно 50 экземпляров. Их отличительной чертой были первоклассные рисунки. По мотивам одного из них впоследствии мы сделали одну из наших самых популярных наклеек.
Тираж фанзинов второй волны (2001-н.в.) заметно больше, порой он доходит до 200-300 экземпляров. Все зависит от важности матча и заполняемости трибун. Цветным выпуск был лишь однажды. Мы посвятили его юбилею нашей дружбы с FOSSA DEI LEONI - ультрас-группой баскетбольного клуба "Фортитудо" из Болоньи. Они, кстати говоря, тоже выпускают фанзин, первый номер которого вышел в сентябре 1987 году. Он называется FOSSA.
Где и как вы распространяете свой фанзин? Кто его потенциальный читатель?
Распространением печатной версии фанзина мы занимаемся самостоятельно, стоя перед матчами на входе в баскетбольный дворец и предлагая его всем желающим. Он бесплатный, но взамен просим пожертвовать любую сумму денег, кто сколько может. После игры выпуск публикуется в интернете. Таким образом, все желающие имеют возможность с ним ознакомиться.
Вопрос по содержанию. Чему посвящены материалы в вашем фанзине?
Первые выпуски были отчасти рукописными, с хорошими рисунками, которые вы уже успели отметить. Как правило, фанзин состоял из обложки, введения с обзором главных событий последних недель, отчета с недавнего выездного матча, упоминания о гостевых ультрас (таких было немного, потому что мы находимся далеко на юге страны), приезжавших в Реджо-ди-Калабрию, интервью, а также страницы, посвященной новинкам нашей атрибутики. После двухлетней паузы, когда мы вновь начали издавать фанзин, он уже был более современным в исполнении, но содержание осталось примерно тем же.
Расскажите нам немного о баскетбольной ультрас-сцене Италии.
Баскетбольная фанатская сцена в Италии развита очень хорошо. Конечно, не так, как футбольная, но тем не менее. В Серии А почти у всех клубов есть своя ультрас-группа. В Серии А2 (в которой мы выступаем) ситуация немного отличается: у каждой команды есть болельщики, но лишь некоторые, помимо нас, ездят на выездные матчи и называют себя ультрас.
Как много баскетбольных фанзинов выходит у вас в стране?
Немногие могут похвастаться этим. Думаю, что не больше 4 или 5 групп.
Как часто футбольные и баскетбольные ультрас в Италии пересекаются между собой? Например, всем известно, что в Реджо-ди-Калабрии есть футбольный клуб "Реджина". Его ультрас поддерживают "Виолу", или, наоборот, сторонники "Виолы" ходят на матчи "Реджины"?
Многие из нас поддерживают футбольный клуб своего города, это нормально ходить на домашние матчи и иногда ездить на выезда. Посещение матчей "Реджины" - личный выбор каждого, в то время как поддержка "Виолы" - наша общая цель как группы.
Как много людей собирается на ультрас-секторе TOTAL KAOS в текущем сезоне?
Сейчас сектор насчитывает почти 40 человек. Количество фанатов на выезде, естественно, всегда разное. Оно зависит от расстояния, важности матча и градуса ненависти к принимающей стороне. По этой причине на некоторых гостевых матчах нас около 30, но иногда, когда дорога занимает более 15 часов, и у команды соперника нет своей ультрас-группы, TOTAL KAOS представляют всего несколько человек.
Какие группы являются друзьями TOTAL KAOS, кто ваши враги?
Наши братья - FORTITUDO BOLOGNA ("Фортитудо" Болонья). Также дружим с Триестом и взаимно уважаем группы, которые поддерживают команды "Розето", "Авеллино" и "Агрополи". Что касается врагов, то мы предпочитаем не говорить о них совсем.
Напоследок ребята постарались ответить на главный вопрос, ради которого все затевалось.
В чем секрет вашего творческого долголетия? Как такая небольшая группа может издавать фанзин на протяжении столь долгого времени? Откуда столько энергии?
Нет никакого секрета. Фанзин - неотъемлемая часть группы. В наши дни, когда все уходит в социальные сети, информация часто искажается. В свою очередь самиздат не требует больших ресурсов. Каждый может писать статьи, два-три человека нужно для того, чтобы готовить разнообразные материалы. Еще один способен отвечать за верстку и печать. Те же люди могут заниматься его распространением. Это не сложно и в то же время важно. Так проявляется наша любовь к "Виоле" и городу. Все взаимосвязано.
Мы желаем членам вашего Клуба любителей фанатской литературы "МагШоп" использовать любые возможные средства для достижения поставленных целей. Позвольте заинтересованным людям увидеть насколько прекрасна ультрас-культура и каков наш жизненный путь на самом деле. В этом и разница между информацией, содержащейся в фанзине, и тем, как нас описывают другие СМИ.
Героями нашего нового мини-интервью стали представители итальянской группы ULTRAS RAVENNA 1994. В нем авторы молодого матчевого фанзина ZERO CINQUE QUATTRO QUATTRO поделились собственными взглядами на актуальность печатного самиздата, рассказали, какие фанзины у "Равенны" были раньше, как делается и распространяется их новый продукт. Вот, послушайте, что они говорят...
Фанзин, напечатанный на бумаге, до сих пор необходимая вещь для группы/трибуны или под влиянием интернета он безвозвратно ушел в прошлое?
Казалось бы, в наши дни нет необходимости печатать фанзин, но это реально очень полезный инструмент, чтобы простые люди и обычные болельщики, которые заходят на трибуну ультрас, были осведомлены о наших взглядах на игру, мнениях, проектах, над реализацией которых мы работаем, и многом другом. Понятно, что с помощью интернета можно говорить с гораздо большим количеством людей, однако наличие бумажного фанзина - до сих пор часть крутой стадионной атмосферы, а также средство информации для тех, кто не использует современные технологии. Мы также думаем, что он обязательно должен быть размещен в интернете, это необходимо, чтобы рассказать миру кто вы. Не распространение в интернете делает сегодняшний самиздат практически бесполезным.
Расскажите нам историю самиздата ультрас "Равенны". При каких обстоятельствах и почему вы снова начали выпускать фанзин?
Много лет назад, в 90-х годах, у нас был фанзин LA VOCE DELLA NORD. Но с течением времени и кризисом, вызванным падением в низшие лиги, количество ультрас в группе уменьшилось, и он перестал издаваться. Следующий самиздат, который постигла та же участь, назывался PARLA LA MERO. Последнее время многие в группе стали ностальгировать по фанзину, и поэтому мы сказали: "А почему бы нам не попробовать выпускать его снова?". Это же хороший элемент для укрепления нашей организации и для того, чтобы люди поняли, что означает ультрас! Новый фанзин, получивший название ZERO CINQUE QUATTRO QUATTRO (0544 - это телефонный код города и пригорода Равенны), первый номер которого вышел прошлым летом, мы постарались сделать более современным и разносторонним.
Сколько людей участвует в создании ZERO CINQUE QUATTRO QUATTRO? Каким тиражом он выходит и в каком формате?
Тех, кто принимает активное участие, придумывает темы и пишет тексты, примерно 5-6 человек. Формат самый простой: лист формата А4, сложенный пополам, черно-белая печать. Тираж 100-150 экземпляров. Надеемся, что когда команда станет играть лучше и будет привлекать на трибуны больше людей, тогда и тираж нашего фанзина увеличится.
Где и как вы его распространяете?
ZERO CINQUE QUATTRO QUATTRO выходит раз в две недели к домашним матчам "Равенны". Перед началом каждой игры некоторые из нас, обычно это молодые, стоят на входе и раздают фанзин всем желающим. Он бесплатный, но мы просим людей, если у них есть желание и возможность, положить в специальную коробку столько, сколько не жалко. Деньги, которые собираются таким образом, затем используются на нужды трибуны.
Вопрос по содержанию. Расскажите, о чем обычно вы пишите?
Как правило, каждый выпуск начинается со вступления, которое носит новостной характер. Затем идут рубрики, посвященные разным темам. В одной из них мы представляем сегодняшнего соперника "Равенны", рассказываем о взаимоотношениях с ним. В другой делаем обзор недавно прошедших матчей. В третьей говорим про следующую выездную игру, обсуждаем организацию поездки и предупреждаем об опасностях, которые могут подстерегать. Также есть рубрика, посвященная нашей истории. Еще мы уделяем внимание новинкам кино и литературы, даем оценку политическим событиям в Италии, в открытую говорим о недовольстве властью и, конечно, полицией. Все это делается для того, чтобы расширять кругозор наших читателей!
С кем дружат ультрас "Равенны", и делает ли кто-то из них собственные фанзины?
Наши братья: LA MEGLIO GIOVENTU - "Луккезе", FRENTANI NON TESSERATI - "Ланчиано" и FOREVER ULTRAS BOLOGNA - "Болонья". Все они имеют собственные фанзины.
Что вы думаете, только честно, о популярных в разное время в Италии журналах SUPERTIFO и FAN'S MAGAZINE?
SUPERTIFO - умерший фанзин. Я не знаю, выходит он до сих пор (не выходит - примечание "МагШоп") или нет, но последние номера были больше для обычных болельщиков, чем для ультрас. FAN'S MAGAZINE, с одной стороны, крутой журнал, качественный, его приятно читать, но, по-моему, он скоро тоже умрет, потому что сайты, такие как SPORT PEOPLE, множество групп в Фейсбуке, более оперативны в подаче информации. Я не говорю, что это правильно, но абсолютно нормально, потому что на дворе век технологий, они дешевле, чем бумажные журналы, и более экологичны.
Выходит, что фанзины умирают и этот процесс необратим?
Фанзины, которые продаются/раздаются в день матча, возможно выживут. До сих пор круто читать что-то об ультрас/футболе перед началом игры на стадионе, но фанзин как материал, который ты будешь покупать по истечении недели в киоске... по моему мнению, такие журналы умрут через несколько лет.
Новым героем нашего традиционного мини-интервью, посвященного внутренней кухне фанатского самиздата разных стран мира, стал Михал - главный редактор польского фанзина ZLOCISTO-KRWISCI, в обязанности которого также входит: организация благотворительных и патриотических акций, фан-турниров, управление детским клубом и спортзалом в специальном центре болельщиков "Короны", администрирование их информационной страницы в Фейсбуке, а также получение официальных разрешений на новые граффити золотисто-кровавых от городских властей Кельце...
Как ты думаешь, печатаный фанзин является необходимой вещью для трибуны или под влиянием интернета он безвозвратно ушел в прошлое?
Я думаю, что времена меняются, и сегодня фанаты черпают информацию в основном из интернета, а фанзин является лишь дополнением к этому. Можно сказать, что теперь их покупают больше на память или с целью коллекционирования, а не для того, чтобы узнать какие-то новости. Хотим мы или нет, но фанзины вымирают, и это трудно остановить.
Расскажи историю самиздата "Короны". Почему вы снова начали выпускать фанзин, прекрасно понимая, что лучшие времена печатных изданий остались в прошлом?
В 90-х годах, когда "Корона" играла на старом стадионе, мы делали YOUNG BOYS ZINE. За ним шел черно-белый бюллетень, который назывался, как и сейчас - ZLOCISTO-KRWISCI. Он был очень простой, состоял лишь из нескольких страниц и выходил гораздо реже нынешнего.
На волне переезда команды на новую арену, группа наших фанатов решила возродить традицию самиздата, сделав его цветным и регулярным, благодаря чему с августа 2007 года свежие номера ZLOCISTO-KRWISCI сопровождают каждый домашний матч "Короны".
Сколько людей работает над созданием ZLOCISTO-KRWISCI? Каким тиражом он выходит, объемом, в каком формате?
В свое время в редакции было 5-6 человек. Все вместе они занимались подготовкой материалов, при этом один отвечал за дизайн, другой за печать, третий за распространение. Сейчас я один слежу за всеми процессами, а остальные выполняют мои задания. Деньги на печать мы получаем от спонсоров, а также от рекламы, которую публикуем. С годами объем фанзина увеличивался, сначала с 12 до 16, а затем и до 24 страниц. Иногда его тираж достигает 1.000 экземпляров, но чаще всего мы печатаем от 600 до 800 копий за раз.
Интересно, как происходит поиск рекламодателей, и что, кроме рекламы на страницах фанзина, вы можете им предложить? Ваша выгода очевидна, но насколько подобное сотрудничество эффективно спонсорам?
Сперва мы рассылаем электронные письма потенциальным рекламодателям, после чего встречаемся с теми, кто заинтересован, и если все в порядке, подписываем договор. Наши спонсоры представляют абсолютно разные сферы деятельности: культура, спорт, ресторанный бизнес и т.д. Мы даем им возможность рекламировать свои предприятия, а они помогают с печатью. Я думаю, что это честное сотрудничество, и каждая сторона имеет одинаковые преимущества.
Где и как вы распространяете фанзин, и кто является его потенциальным читателем?
Его может купить любой желающий до начала матча при входе на трибуну. Условная цена каждого выпуска 2 злотых, но зачастую люди дают сколько могут или считают нужным, кто-то кладет больше, кто-то меньше, и это нормально. А нераспроданные экземпляры, если таковые остаются, мы берем на выезда и раздаем их в автобусе или поезде.
Вопрос по содержанию. Расскажи, о чем вы обычно пишите?
Как правило, журнал разделен на несколько частей. На обложку вынесена фотография с последнего перформанса или выезда. Следующие страницы содержат материалы о минувших матчах дома и в гостях, благотворительных и патриотических кампаниях, мы берем интервью у других групп и ведем авторские колонки, где, например, даем слово фанатам "Короны", которые не могут ходить на стадион из-за запрета. К каждому экземпляру прилагается редкое фото. Кстати, в разное время героями интервью, опубликованных в ZLOCISTO-KRWISCI, были фанаты вильнюсского "Жальгириса" и тбилисского "Динамо".
По-твоему, как сейчас обстоят дела с фан-печатью в Польше? Тебе интересны фанзины других групп?
К счастью, я этим не интересуюсь. Мы сфокусированы только на себе и своей команде. Возможно, это прозвучит не скромно, но подозреваю, что фанаты "Короны" являются одними из немногих в Польше, кто делает журнал на столь высоком уровне и с такой хорошей периодичностью.
Но TO MY KIBICE тебе наверняка знаком. Что скажешь о нем?
Да, конечно. Думаю, что парни хорошо делают свою работу. Во времена моей молодости, когда интернет был не у всех, я покупал много TMK. Но сейчас в этом нет нужды, потому что на все есть интернет.
Почему тогда в Германии, у вашего географического соседа, фанатский самиздат переживает вторую молодость? Ведь там тоже интернет есть в каждом доме...
Мне сложно ответить на этот вопрос. Причин может быть много. Возможно, на данное положение дел влияет уровень жизни в Германии и менталитет самих немцев, которые, имея возможность, считают своим долгом поддержать авторов, работающих на благо движения и ультрас-сцены в целом.
Каковы ваши планы на будущее?
Так как ZLOCISTO-KRWISCI локальный фанзин, мы не испытываем такого кризиса, как, например, издания общефанатского толка. У нас все хорошо. Мы поставили цель выпустить двухсотый номер, к которой уверенно идем. Такой же настойчивости я желаю любителям бумажного самиздата по всему миру. Не забывайте делать то, что любите: издавать, читать и коллекционировать фанзины.
Друзья, проходим на страницу "МагШопа" в ВКонтакте (https://vk.com/clubmagshop) и голосуем, выбирая следующего героя для рубрики "Исследуем фан-печать".
Друзья, проходим на страницу "МагШопа" в ВКонтакте (https://vk.com/clubmagshop) и голосуем, выбирая следующего героя для рубрики "Исследуем фан-печать".
Голоса практически вровень. Также можно было попросить добавить вопросы от юзеров или они все одинаковые по шаблону?!
Голоса практически вровень. Также можно было попросить добавить вопросы от юзеров или они все одинаковые по шаблону?!
Хорошо, что вровень. Это говорит о том, что все три кандидатуры интересны, а значит, по очереди можно взять интервью у каждой редакции. Плюс, мы постарались втянуть читателей в процесс и получили обратную связь, что тоже очень важно. Что касается вопросов, то основной список более или менее шаблонный, но есть идея, на конечном этапе разговора, сделать так, как ты говоришь - задать 2-3 вопроса от наших читателей. Позже мы спросим об этом.
Bazal/Баник (Острава, Чехия)
Надеемся, все помнят опрос, в котором вам предлагалось выбрать героя для нашего следующего интервью в рамках постоянной рубрики "Исследуя фан-печать". С большим отрывом, набрав 47% голосов, в нем победил старейший из ныне действующих фанзинов Чехии - BAZAL, первый номер которого вышел почти 30 лет тому назад. Мы связались с его главным редактором и задали ряд вопросов, ответы на которые дают кое-какое представление о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем журнала фанатов "Баника" из города Острава.
Расскажи, как ты пришел в BAZAL.
BAZAL - самый старый фанзин в Чехии из ныне действующих. Впервые он вышел в августе 1991-го, так что через год ему исполнится 30 лет. Я пришел в редакцию в конце 2008-го, потому что всегда, вдохновляясь такими изданиями, как FOOTBALL FACTORY и TO MY KIBICE, хотел делать что-то подобное. Понимая, что самостоятельно достичь столь высокого уровня не смогу, я решил помогать первому редактору BAZALа. Объединив наши усилия, мы начали процесс серьезных преображений. Он проходил постепенно, потому что некоторым фанатам старой школы не нравились наши нововведения, но, чтобы конкурировать с интернетом, они были необходимы. Все изменилось летом 2016 года, когда на смену черно-белым пришли первые цветные страницы, увеличилось количество людей, принимавших участие в написании статей, расширился контент. Конечно, все не идеально, но мы пытаемся двигаться вперед.
Как много людей принимает участие в создании BAZALa? Как часто он выходит, каким тиражом и объемом?
С каждым номером по-разному. Команда пишущих авторов состоит примерно из 10-ти человек. Кроме них мы имеем нескольких фотографов, благодаря которым получаем эксклюзивные кадры с матчей. Последние три года BAZAL выходит ежеквартально. Вероятно, это идеальное решение. Раньше частота была гораздо выше - по 7-10 номеров за год, что отрицательно сказывалось на содержании, которое включало в себя только отчеты с игр и ничего больше. Сейчас все иначе. Каждый выпуск BAZALа состоит из 64 страниц, 8 из которых цветные. Помимо обязательных матчевых репортажей, мы рассказываем о наших фан-клубах, предоставляем слово хулиганам, напоминаем читателям о славных страницах истории "Баника", пристально следим за жизнью друзей из Катовице. В этом году BAZAL должен пережить очередные большие изменения - переход на глянцевую бумагу и увеличение числа цветных страниц.
BAZAL издается на деньги трибуны или на личные средства автора?
Расходы на печать, как и на другие наши инициативы, оплачиваются из специальных фондов, которые пополняются за счет реализации атрибутики. Заработок от продажи журнала носит чисто символический характер. Это не бизнес. Мы издаем его для сохранения традиции бумажного самиздата на трибуне и просто потому, что нам это нравится, а не для извлечения прибыли.
Где и как вы распространяете фанзин? Кто его потенциальный читатель?
Большую часть тиража мы продаем на домашних матчах или по дороге на выезд. Потенциальным читателем BAZALa является каждый болельщик "Баника", но все-таки главную аудиторию составляют фанаты, заинтересованные в активной поддержке команды на стадионе и за его пределами. Какое-то количество экземпляров отправляется друзьям в Катовице, чешским и польским коллекционерам. В другие страны BAZAL уходит редко, но, если кто-то проявляет интерес, мы не отказываем.
Можно ли утверждать, что BAZAL - это официальное слово трибуны?
Наверное, да, потому что BAZAL - это журнал, с которым сотрудничают все: простые болельщики "Баника", ультрас и хулиганы.
Имел ли BAZAL когда-нибудь проблемы с руководством клуба или полицией из-за того, что в нем написано?
В этом плане мы счастливчики. Однажды, в начале нового тысячелетия, у нас было предложение от руководства "Баника" объединить BAZAL с клубным бюллетенем. Чего, конечно же, не произошло. А в остальном никто и никогда не создавал нам никаких проблем.
Как ты думаешь, фанзин, напечатанный на бумаге, до сих пор необходимая вещь для фан-культуры?
Да, конечно! Я полностью стою за идею. В эру интернета, когда фейковые новости создаются одна за одной и любой может высказать свое "экспертное" мнение о чем угодно, фанзин - это та вещь, которая способна помочь молодым фанатам воспитать правильный ультрас-менталитет. Я до сих пор считаю, что авторский репортаж, написанный для фанзина и опубликованный в нем, гораздо более значимый, чем репортаж, опубликованный в интернете. То, что напечатано на бумаге, уже никем не может быть отредактировано, и это записывается в историю группы. Возможно, многие считают, что с огромным влиянием интернета на нашу жизнь самиздат уходит в прошлое, но это не так, и наш фанзин хороший тому пример. Тираж BAZALa увеличивается с каждым номером. Интерес к нему только растет.
Фотографии взяты с сайта http://www.chachari.cz. Все они с последнего домашнего матча "Баника" против команды из города Млада-Болеслав.
Ponme un tercio/Реал (Вальядолид, Испания)
Вновь в эфире наша традиционная рубрика "Исследуя фан-печать". На сей раз на вопросы "МагШопа" согласился ответить главный редактор фанзина PONME UN TERCIO, который делают поклонники "Вальядолида" с крайне правыми политическими взглядами. На сегодняшний день они выпустили 62 номера, вот-вот выйдет 63-й. Погнали!
Расскажи историю появления вашего журнала.
Для ответа на этот вопрос необходимо начать с короткой предыстории. Дело в том, что, будучи большим любителем самиздата, до появления PONME UN TERCIO я усердно сотрудничал с классическим матчевым фанзином нашей основной группы ULTRAS VIOLETAS, который назывался NUEVA ERA. Это продолжалось до тех пор, пока, встав во главе издания, я вдруг не понял, что из одних только отчетов с игр не получается делать интересный журнал каждые две недели. Тогда, в 2004 году, и родился PONME UN TERCIO - новый печатный проект, основанный на развлечении.
Чем же конкретно содержание нового фанзина отличалось от старого? И если NUEVA ERA выходил каждые две недели, то с какой периодичностью издавался PONME UN TERCIO?
Главное отличие состояло в том, что, наряду с типичными репортажами о походах на футбол и музыкальные концерты, на страницах PONME UN TERCIO публиковались и продолжают публиковаться всякие глупости, понятные далеко не всем, но кажущиеся нам забавными. Например, в одной из рубрик мы делимся сексуальными приключениями друг друга, пересказываем произнесенные по пьяни фразы, грязно шутим, одним словом, дурачимся.
В период с 2004-го по 2014-й выходило пять выпусков за сезон. После проблем с законом фанзин сменил название на 13 XII и стал печататься реже. В какой-то момент мы полностью прикрыли лавочку. А когда все члены нашей группы вновь оказались на свободе, журнал вернул себе прежнее имя и стал издаваться каждые два месяца. Чаще всего объем PONME UN TERCIO составляет 28 страниц. Некоторые специальные выпуски достигали 32 и 36 страниц. Тираж варьируется от 50 до 100 экземпляров. Раньше он был больше, сейчас, соответственно, меньше. Рекорд в этом плане принадлежит номерам, посвященным победам сборной Испании на чемпионатах мира и Европы в 2010-м и 2012-м годах. Фанзин всегда выходил в черно-белом цвете, лишь иногда имея цветную обложку.
О каких проблемах с законом ты говоришь?
Их было предостаточно. Расскажу один из примеров. Однажды глава информационного отдела секретной полиции обвинил нас в экстремизме, сравнив со всемирно известной террористической группировкой Аль-Каида. Он настаивал на тюремном заключении сроком на 3 года, но, к счастью, судья не нашел в нашем фанзине, где 80% посвящено безобидным развлечениям пьяной молодежи, фотографиям полуголых девушек и прочей чепухе, ничего противозаконного.
PONME UN TERCIO делается на деньги группы или за твой счет?
В основном за мой. Бывали случаи, когда мы использовали прибыль, полученную от продажи атрибутики. Иногда часть расходов, связанных с печатью, брали на себя некоторые члены нашей группы. Но это скорее исключение из правил.
Где и как вы распространяете фанзин?
Раньше мы распространяли его через наш фан-клуб, а также на стадионе. Для читателей из других городов существовала подписка, им журнал отправлялся по почте. После перезагрузки фанзин продается в одном из баров, расположенных возле стадиона. Цена экземпляра 1 евро. Теоретически, купить его может любой желающий, но, учитывая политические взгляды нашей группы, мы предпочитаем распространять PONME UN TERCIO среди друзей, чтобы избегать возможных разбирательств с полицией.
Поговорим о ваших политических взглядах. Не секрет, что вы сторонники правого крыла. Насколько популярно это в вашем городе и во всей Испании?
В нашем городе в прошлом была только одна группа, куда входили все: и правые, и левые, и аполитичные болельщики "Вальядолида", но в 1995 году ситуация изменилась. Левые создали новую группу, назвав ее FOSSA GARRAFONI. Между нами было много драк. В одно время мы приходили на трибуну и устраивали их прямо там, получив в качестве трофеев множество флагов и баннеров. Сейчас политики, как таковой, на матчах "Вальядолида" нет. Существует одна общая группа фанатов, в которую входят множество бывших членов ULTRAS VIOLETAS. От FOSSA GARRAFONI, без какой-либо атрибутики, на стадион продолжают ходить всего несколько человек.
По-моему, в Испании сторонников правого и левого крыла примерно равное количество. Но они находятся в разных условиях. Например, многим правым группам запрещено посещать стадионы. Среди них: ULTRAS SUR - "Реал" (Мадрид), BOIXOS NOIS - "Барселона", YOMUS - "Валенсия". Такие группы, как ULTRA BOYS - "Спортинг" (Хихон), JOVE ELX - "Эльче", LIGALLO FONDO NORTE - "Сарагоса", FRENTE BOKERON - "Малага" и другие, могут ходить на футбол, но без атрибутики своих групп. С другой стороны, левые группы имеют заметно меньше ограничений.
Кто ваши друзья и кто враги?
На общем уровне фанаты "Вальядолида" дружат с "Овьедо", раньше еще с "Альбасете", но это в прошлом. Вражда с Бургосом, Леоном, Хихоном, Саламанкой, Виго и Сантандером. На уровне ультрас-групп ULTRAS VIOLETAS дружат с "Алькалой", "Валенсией", "Овьедо" и мадридским "Реалом". Хорошие отношения с группами "Кастельона", "Эльче", "Хетафе", "Мальорки", "Эспаньола" и "Нумансии". Враги в основном левые группы из Бургоса, Бильбао ("Атлетик"), Витории-Гастейс ("Алавес"), Сан-Себастьяна ("Реал Сосьедад"), Ла-Коруньи ("Депортиво"), Виго ("Сельта"), Понтеведры, Севильи, Кадиса, Лериды, Валенсии ("Леванте"), Мадрида ("Райо Вальекано"), а также фанаты из Сантандера ("Расинг") и Хихона ("Спортинг") - много лет они были нашими главными врагами, Мадрида ("Атлетико"), Барселоны ("Барселона"), Саламанки и др. И наконец, наша группировка PUT CREW дружит с парнями из Марибора.
Кстати, о Балканах. Мы знаем, что вы симпатизируете фанатам из стран бывшей Югославии. Откуда это?
Связь с ультрас-движениями на Балканах началась из-за восхищения испанскими националистами их коллегами из Сербии. В нашем случае она строилась не на футболе. Мы общались с молодыми националистами из разных стран региона, но так как многие из них состояли в каких-то ультрас-группах, благодаря общим увлечениям мы легко находили общий язык.
Тебе интересны другие испанские фанзины? Можешь посоветовать парочку самых интересных по твоему мнению?
Интересны. В прошлом мне нравились фанзины BLANQUIAZULES BRIGADAS - "Эспаньол", ULTRAS SUR и THOR'S HAMMER - "Реал" (Мадрид), у которых мы черпали некоторые идеи для собственного издания. Однако, в настоящее время сложно кого-то выделить.
И последний вопрос. Говорит ли это о кризисе жанра?
Я думаю, что печатные журналы по-прежнему важны, потому являются отличительной чертой фан-культуры. Но в то же время, социальные сети продолжают набирать силу, и, по крайней мере в Испании, менталитет ультрас уже не такой, каким был 10-20 лет тому назад. Тогда в нем было гораздо больше подлинного, инстинктивного.
Ponme un tercio/Реал (Вальядолид, Испания)
Друзья, если у кого-то есть вопросы к автору PONME UN TERCIO, задавайте. Мы перешлем их ему и затем опубликуем ответы. Если вопросов будет много, выберем самые лучшие.
Teheness mag/Сошо (Монбельяр, Франция)
С героем нашего сегодняшнего интервью мы познакомились около двух лет назад на почве выхода в свет пилотного (№0) выпуска фанзина "Сошо" TEHENESS MAG. Тхиб - главный редактор этого издания и по совместительству капо TRIBUNE NORD SOCHAUX. Он закончил факультет современной литературы Университета Страсбурга и теперь старается применить полученные знания на практике, реализуя очень интересные и смелые проекты в рамках своего ультрас-движения.
Для начала расскажи, какие фанзины делали болельщики "Сошо" до появления TEHENESS MAG?
История самиздата фанатов "Сошо" из Монбельяра, самоорганизовавшихся на трибунах старого стадиона "Бональ" в конце 80-х, берёт своё начало в 1992 году. В роли первопроходцев выступили GIALLOBLU (1992-1993, 6 номеров) от ультрас-группы ULTRAS SOCHAUX и CRAZY LIONS NEWS (1992-1993, 4 номера) от CRAZY LIONS. В 1993-м региональная подгруппа ULTRAS SOCHAUX из швейцарского кантона Юра, граничащего с Монбельяром, которая называлась LA RORAK'ULTRA, издала три выпуска своего THE POCKET. Вслед за этим родился очень хороший фанзин, получивший название KAOS GIALLOBLU, сокращённо KGB. Его выпускала группа INDEPENDANTS VIRAGE SUD. За неполных пять лет, с августа 1996-го по май 2000-й гг., она сделала 13 номеров. С 2000-го по 2002-й группа 100% SOCHAUX отметилась четырьмя номерами журнала, который так и назывался - 100%. Своим печатным органом SIERRA MAESTRA (1999-2005, 9) смогли похвастаться и RESEAU SUPPORTERS RESISTANTS ANTIRACISTES. Наконец, фирма JOYRIDERS делала фанзин под названием WURTEMBERG. Первые семь номеров датированы периодом с 2002-го по 2004-й гг., затем был перерыв, а два последних WURTEMBERG появились в конце 2008-го и начале 2009-го. Прошло почти 10 лет, прежде чем мы - TRIBUNE NORD SOCHAUX, отправили в печать пилотный номер своего TEHENESS MAG. В июне 2019-го появился второй номер, в июне 2020-го - третий. Так что, как вы теперь понимаете, у нас богатые традиции в области самиздата.
Действительно, впечатляет! Почему в век интернета вы решили продолжать писать историю своего фан-движения на бумаге? Можешь рассказать, как родилась эта идея?
Я присоединился к JOYRIDERS SOCHAUX по ходу сезона 2005/06. В то время, используя задел, созданный в предыдущем десятилетии, культура фанзинов во Франции процветала. Группы были вдохновлены друг другом и соревновались между собой, становясь лучше за счёт конкуренции. Это коснулось и самиздата, переживавшего свой золотой век. В Монбельяре тогда выходил высококачественный фанзин WURTEMBERG. В то же время мы имели три сильных общефанатских журнала: LE DOUZIEME HOMME, GENERATION ULTRA и LE MONDE DES TRIBUNES. Последний в процессе поменял название на CULTURE TRIBUNES и продавался даже в газетных киосках. Добавьте к этому популярность обмена фанзинами с коллегами из других стран, и вы поймёте, что наше поколение буквально воспитывалось на самиздате. Прекрасное было время. Но в течение последующих десяти лет печать почти полностью сошла на нет. На смену фанзинам пришли социальные сети, и целое поколение фанатов лишилось этого воспитания. Я не виню интернет, безусловно у него есть свои плюсы и минусы, но самиздат тоже важен, и он был несправедливо забыт. Поэтому вместе с друзьями мы решили изменить ситуацию.
Можешь восстановить хронологию событий и рассказать, с чего конкретно вы начали и в каком направлении двигались?
Да, конечно. Период с 2010 по 2015 годы для "Сошо" и его болельщиков был ужасным: команда играла из рук вон плохо, в результате чего вылетела во второй дивизион, из-за конфликта с руководством клуба группа прекратила свою деятельность, мотивации делать что-либо не было никакой. Но в 2015 году мы взяли трибуну под свой контроль и основали новую фирму - TRIBUNE NORD SOCHAUX, ядро которой составили бывшие члены JOYRIDERS. Во многом благодаря опыту за довольно короткий промежуток времени нам удалось достичь хороших результатов. Первой ласточкой стал информационный листок - LE RUGISSEMENT DE LA NORD, который в доковидные времена выходил к каждой домашней игре команды. Идея полноценного журнала возникла с самого начала, но только в 2017 году мы набрались смелости, чтобы начать её реализовывать. Первым делом была создана рабочая группа. Сейчас она состоит из десятка парней и девушек, которые берут на себя ответственность за всё, начиная от написания статей и сбора фотографий, заканчивая вёрсткой, печатью и продажей. По замыслу авторов TEHENESS MAG, как зеркало, должен отражать свободомыслие TRIBUNE NORD SOCHAUX, поэтому любой может написать туда, рассказав то, что он хочет, чем интересуется сам и что, возможно, будет интересно другим. В дополнение к самиздату мы провели несколько творческих вечеров и конференций с известными писателями и социологами, такими как Себастьян Луис (автор LE PHENOMENE ULTRAS EN ITALIE и ULTRAS: LES AUTRES PROTAGONISTES DU FOOTBALL), Адриан Верреккиа (ULTRA: MODE DE VIE) и Касс Пеннант (один или в соавторстве с кем-то написавший CONGRATULATIONS: YOU HAVE JUST MET THE ICF, TOP BOYS, ROLLING WITH THE 6.57 CREW, TERRACE LEGENDS и многие другие книги).
Творческие вечера - это отличная идея! Интересно узнать механизм их проведения. Кто решает, каких гостей пригласить? Какие расходы, связанные с организацией, вам приходится нести? Как много людей приходит на подобные мероприятия? Нужно ли им платить за вход или это бесплатно?
В ответе на этот вопрос необходимо учитывать тройной контекст. Во-первых, тот факт, что бумажные издания возвращаются на просторы ультрас-сцены во Франции. Они вновь, после долгого перерыва, становятся популярными. Одновременно с тем времена, когда журналисты выставляли нас плохими парнями, тупыми, алкоголиками и скандалистами, уходят в прошлое. В последние годы журналисты, исследователи и писатели, подходят к этому вопросу намного серьёзнее, чем раньше, вследствие чего их работы отличаются большей объективностью, нежели раньше. Во-вторых, сами группы заново осознают, что печатные СМИ намного богаче, глубже и весомее, чем интернет, который, при всей своей полезности, краток и мимолётен. Внезапно ультрас стали находить время, чтобы погрузиться в процесс создания своих информационных бюллетеней, журналов и книг, и это круто! В-третьих, моя личная заинтересованность. Дело в том, что долгое время я учился в Страсбургском университете, изучая там современную литературу. Будучи студентом, я с большим интересом и страстью впитывал всё, что преподавали нам лучшие учителя о литературе, философии, содержании и форме, силе языка и необходимости знаний. Они знакомили нас с авторами тех или иных произведений, которые охотно делились своими взглядами на литературу. И вот, в один прекрасный момент, я сказал себе: "Почему бы не сделать то же самое здесь? Почему бы не "оживить" ультрас-литературу таким образом?" Мы обсудили это предложение с членами TRIBUNE NORD SOCHAUX и отправились в пучину неизвестности, возлагая на этот формат большие надежды. Идея TEHENESS CULTURE проста: совместить приятное с полезным. Другими словами, мы хотим в лёгкой и непринуждённой обстановке хорошо провести время с друзьями, выпить пива и при этом научиться чему-то новому, чтобы разнообразить нашу жизнь и поднять фан-движение на новый уровень. Атмосфера на таких мероприятиях отнюдь не академическая, однако мы стараемся уважать друг друга, и с интересом слушаем специалистов из мира ультрас. На сегодняшний день в рамках TEHENESS CULTURE состоялось три встречи, и все они были абсолютно великолепны. В 2018 году, в пресс-центре нашего стадиона, мы принимали социолога Себастьяна Луи. Он рассказал о своих книгах, а также исследованиях в среде итальянских, арабских и индонезийских ультрас. В 2019 году в музее "Пежо" мы встретились с Кассом Пеннантом, которого вы, конечно, все знаете. А через несколько месяцев состоялась встреча сразу с тремя спикерами: Николя Уркадом - известным социологом; Адрианом Верреккиа - автором книги ULTRA, MODE DE VIE; и Бруно Мартелем - создателем сайта с базой данных о французском самиздате ZINES DE FRANCE, вместе с которым мы делаем фанзин о фанзинах ENCRE DANS LA TRIBUNE. Что касается организации, то нам нравится скромность. При этом мы стараемся, чтобы всё было идеально. Кого пригласить решаем заранее, спрашивая членов группы, с кем они хотели бы встретиться. И в то же время обсуждаем между собой наши предпочтения, вкусы, связанные с выпуском фанзинов, книг, исследованиями в области ультрас-культуры и т.д. Нам нужны парни, живущие этим, а не те, которые катаются на волне и делают бизнес. Когда главный герой выбран, мы договариваемся с ним, с местными диджеями, выбираем место, продумываем детали. Всем ораторам гарантирован проезд туда-обратно и размещение. Каждый раз мы делаем так, чтобы мероприятие совпадало с домашней игрой "Сошо", чтобы гости могли увидеть стадион, команду и нашу трибуну в действии. Места для проведения встреч выбираются наполненные символичностью. Часто, поскольку мы являемся ассоциацией, они предоставляются нам бесплатно. Если же это не так, у группы есть бюджет, из которого выделяются средства на арендную плату. Мы считаем, что доступ к культуре должен быть бесплатным, поэтому вход на творческие вечера TEHENESS CULTURE, который доступен всем болельщикам ФКСМ, всегда свободный. Люди платят только за выпитое ими в баре, съеденное в буфете, купленную атрибутику: шарфы, футболки, наклейки, фанзины т.д., а также книги или журналы, которые сами авторы могут привезти с собой. В моих глазах эти культурные вечера являются живым продолжением нашего фанзина, в котором мы пробуждаем культуру, а в них мы воплощаем её в жизнь!
Вау, круто! С какой периодичностью и каким тиражом выходит TEHENESS MAG?
Мы стремимся выпускать его каждое лето, тем самым подводя итоги только что завершившегося сезона. Для эффективности весь процесс разделён на четыре этапа. С сентября по декабрь каждый, кто входит в редакцию TEHENESS MAG, определяет фронт своих работ, согласовывая его с коллегами. В январе подводится промежуточный итог. С января по май идёт вёрстка. В июне вносятся финальные корректировки, после чего журнал отправляется в печать. Несмотря на огромный объём работы и те трудности, с которыми приходится сталкиваться, конечный результат всегда доставляет нам огромное удовольствие. Те, кто когда-либо делал что-то подобное, знают, о чём я говорю. К сожалению, тираж нашего фанзина небольшой - всего 170 экземпляров, что обусловлено некоторыми факторами. Например, пилотный номер, вышедший в июне 2018 года, имел проблемы с распространением. Дело в том, что наша молодёжь просто-напросто не знала, что такое фанзин. Первый номер, напечатанный летом 2019 года, был более успешным, но не исключительным. И наконец второй номер оправдал все наши ожидания. Если раньше мы продавали тираж за год, то теперь 200 экземпляров не стало уже через неделю! Пришлось напечатать ещё 50. Кстати, в отличие от большинства французских групп, мы продаём фанзин всем, кто в нём заинтересован. Таким образом за пределы нашего движения ежегодно уходит около 40 экземпляров, и мы очень этому рады. По-моему, делать журнал только для своих не совсем правильно.
Ты упомянул о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться в процессе работы. Давай конкретизируем их. Приведи несколько примеров.
Как ни странно, одна из главных проблем TEHENESS MAG - это объём. Мы предлагаем много контента думая, что он порадует как авторов, так и читателей. Но это отражается на стоимости. Наши №0 и №1 имели по двести страниц. Они полностью цветные и сделаны из переработанной и экологически чистой бумаги - что очень важно для нас. Не получая никакой прибыли, мы продаём их по 15 евро за экземпляр. Некоторым казалось, что это дорого, но мы хотели продолжить в том же духе, и как результат №2 получился ещё толще. Его объём 664 страницы! Мы считаем, что нам нужен "открытый фанзин". Этот журнал должен отражать голоса всех в нашей группе. Каждый может (и должен!) писать в него, поэтому мы принимаем все тексты, которые присылают. В этот раз их было с горкой. Все писали для него, и все хотели его. Вторая причина, и это самое забавное, связана с вёрсткой. С Винсом, моим братом-близнецом, мы работали над ней по несколько часов в день на протяжении 4 месяцев, всё время говоря себе: "Давай осторожней, нельзя превышать объём в триста страниц, потому что тогда стоимость производства будет слишком высока". Это важно, потому что фанзин должен быть доступным. В конце концов, когда работа была закончена, макет насчитывал 332 страницы. На следующий день мы пошли в типографию, и только там печатник открыл нам глаза, сказав, что математики из нас никакие. Оказывается, мы считали не страницы, а листы, и теперь наш и без того огромный фанзин станет в два раза толще предполагаемого объёма. Прямо там мы с Винсом и "рухнули"! Но отступать было некуда. Времени переделывать макет не оставалось, и разделять журнал на два выпуска не имело смысла, потому что мы работали с его внутренним дизайном, исходя из концепции единого целого. Мы поговорили с печатником и вместе придумали безумный план, в результате которого производство одного экземпляра мега-фанзина обошлось в 25 евро.
Расскажи о содержании вашего журнала.
С самого начала мы решили, что нельзя игнорировать классические рубрики, составляющие основу большинства фанзинов. Благодаря этому появились хорошо знакомые всем разделы новостей, матчевых репортажей, граундхоппинга, обзора новых книг и журналов, и так далее. К ним мы добавили личные пожелания каждого автора. Один из них взялся освещать инициативы нашей группы за пределами стадиона. Другие захотели рассказать о своих увлечениях помимо футбола. Так в журнале появились исторические материалы, творчество, юмор и многое другое. Нам удалось объединить две очень важные вещи: традиции и инновации, и именно это делает наш фанзин интересным для большего круга читателей.
Интересно, а сам ты читаешь фанзины других групп?
Конечно читаю, ведь я не только литератор, но и ультрас. У меня есть хорошая "подпольная библиотека". Я владею французским языком, поэтому прежде всего интересуюсь французскими или франкоязычными изданиями. Но не только. Получая зарубежные фанзины, я смотрю на них под другим углом, уделяя больше внимания структуре, дизайну и фотографиям. Это тоже очень интересно.
И, наконец, наш финальный вопрос. Как ты считаешь, у бумажного самиздата есть будущее, или совсем скоро он безвозвратно уйдёт в прошлое, уступив место цифровым технологиям?
Я согласен с теми, кто считает, что фанзины перестали нести некоторые из своих первоначальных функций. Это действительно так, благодаря чему самиздат перешёл в категорию старой школы, но это не плохо, а наоборот, потому что вызывает у нас ностальгию по тем лихим временам, когда ультрас-культура была лишь в начале своего становления. Уверен, фанатская печать ещё поднимется не только во Франции, но и по всей Европе. Я доверяю собственному опыту, который подсказывает, что интернет, которым мы с удовольствием пользуемся, является хорошим помощником, но он не способен заменить материальные ценности. Задайте себе вопрос, как приятнее провести время: за просмотром серии фотографий с коротким комментарием в Instagram, потратив на это десять секунд своего времени, или сделать то же самое держа в руках целый журнал, слыша шелест его страниц, ощущая запах типографской краски, наслаждаясь подбором статей и фотографий, растянув удовольствие на целый вечер? По-моему, выбор очевиден. Публикация на бумаге, будь то хороший фанзин или книга, предлагает более качественное и глубокое погружение в окружающий нас мир ультрас, и в этом интернет не чета самиздату, в который десятки заинтересованных людей вкладывают свои идеи, мысли, оставляют в нём частичку своей души. Это большое дело, достойное внимания каждого. Кроме того, самиздат играет большую этическую роль, позволяющую нам помнить прошлое, знать, откуда мы пришли, что, в свою очередь, даёт понимание того, куда мы движемся. Другими словами, фанзин - это надёжное хранилище информации, истории нашей субкультуры, всех нас. Вот почему, активно используя интернет, мы не забываем про бумагу. TEHENESS MAG - это то, чем мы живём сейчас, и что останется после нас.
ещё раз пролистал всю ветку... Юр, когда ждать продолжения?
Если есть возможность, то хотелось бы услышать представителей больших движей, выпускающих журналы...
ещё раз пролистал всю ветку... Юр, когда ждать продолжения?
Если есть возможность, то хотелось бы услышать представителей больших движей, выпускающих журналы...
Постараюсь сделать продолжение этой зимой.
Вы здесь » Клуб любителей фанатской литературы "МагШоп" » Постоянные рубрики » Исследуя фан-печать/Блиц-опрос