В 2011-ом году работал спортивным корреспондентом одного интернет-портала. Причем освещал не только футбольные дела, но и фанатскую составляющую - был редактором зоны "Урал-Поволжье" под творческим псевдонимом Альберт Котов. При написании и редактировании статей приходилось пользоваться ТЕХНИЧЕСКИМИ СТАНДАРТАМИ - эдаким сводом правил, который действовал на сайте для авторов. Далее привожу пример таких стандартов, которым приходилось следовать (всем рекомендую прочитать). За себя могу сказать - с тех пор к ним так привык, что невольно использую их и по сей день (в той или иной степени). На мой взгляд, это очень помогает привести весь объем написанного к одному более-менее удобоваримому виду.
А пользуетесь ли вы какими-нибудь техническими стандартами при подготовке материалов, написании статей или просто, каких-нибудь выездных отчетов?
ОБЪЕМЫ И ЗАГОЛОВКИ
1. Объем аналитического текста и интервью: от 5 000 до 10 000 (без пробелов)
2. Объем лида (подзаголовочного текста) на афишу для первой страницы: не более 140 знаков (без пробелов)
3. Максимальный объем заголовка – до 9 слов или до 70 знаков с пробелами.
4. Объем новости: до 1 500 знаков (без пробелов)
5. Объем заголовка для новости – до 9 слов или до 80 знаков с пробелами.
6. В конце заголовка не должно быть точки
7. Заголовок любого материала должен начинаться с заглавной буквы. Далее весь текст заголовка пишется строчными буквами.
ПРАВИЛЬНО: "Химик" сыграл вничью с "Текстильщиком"
НЕПРАВИЛЬНО: "ХИМИК" СЫГРАЛ ВНИЧЬЮ С "ТЕКСТИЛЬЩИКОМ"
8. Заголовок новостей ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть глагольным и содержать глагол прошедшего (если в тексте новости сообщается о свершившемся событии) или будущего времени (если в тексте новости анонсируется какое-либо событие). Использование глагола настоящего времени или глагола в сослагательном наклонении в заголовке новости – в тех случаях, когда избежать его невозможно.
9. Заголовок новостей и интервью с использованием прямой речи интервьюируемого, а также лид к аналитическим материалам должен (предпочтительно) обозначать действие и не должен быть "назывным". Исключение - для аналитических и обзорных материалов. НЕ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ: "Текстильщик – Химик – 0:3 Бесполезный разгром". ПРИВЕТСТВУЕТСЯ: "Химик – Питер – 2:1 "Химик" возглавил таблицу зоны "Запад". В то же время, эти требования носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
ТЕКСТЫ
1. В аналитических материалах и текстах новостей при первом упоминании какой-либо персоны (футболиста, тренера, спортивного функционера и т. д.) следует ОБЯЗАТЕЛЬНО писать и фамилию, и имя (!), выделив инициалы полужирным. При последующих упоминаниях той же персоны, используется обычный шрифт, а наличие имени необязательно.
2. При упоминании какой-либо персоны сначала следует ОБЯЗАТЕЛЬНО писать имя, а затем фамилию.
3. При упоминании какой-либо персоны КАТЕГОРИЧЕСКИ не должно быть сокращений имени или отчества.
4. Первое предложение текста новости должно содержать амплуа/должность, имя, фамилию, клуб персоны, которой посвящена новость. Если новость посвящена клубу, первое предложение новости должно содержать полное название клуба, желательно с обозначением города клуба.
5. В интервью вопросы должны выделяться полужирным и начинаться с длинного тире (–), ответы также должны начинаться с длинного тире (–), но полужирным не выделяются. Первый вопрос в интервью следует начинать с имени (имени и отчества) интервьюируемого. Далее имя (имя и отчество) интервьюируемого в вопросах появляться не должно.
6. Нужны ИНТЕРВЬЮ, а не дословные РАСШИФРОВКИ интервью.
7. В тексте новости прямую речь начинайте с длинного тире (–), без заключения в кавычки. Прямой речи должно предшествовать предложение, поясняющее, кто и что прокомментировал.
8. В тексте новости КАТЕГОРИЧЕСКИ не должно быть художественных оборотов, архаизмов, разговорной лексики и эмоциональных окрасок. Новость – это "сухое" беспристрастное освещение события.
9. Новость не должна казаться сплошной "стеной" текста. Разбивайте текст новости на смысловые абзацы. Первый абзац ОБЯЗАТЕЛЬНО раскрывает более подробно заголовок. Во втором и последующих абзацах размещаются интересные подробности и все то, что не уместилось в первом.
10. Аналитический текст разбивается на смысловые главы, которые также имеют название. Такой же подход приветствуется и при подготовке интервью, хотя он и не обязателен.
11. Заголовки глав оформляются ПРОПИСНЫМИ буквами и выделяются полужирным.
12. Убирайте лишние пробелы. Чтобы отследить их, включайте «непечатаемые знаки» – похожую на флажок кнопку на панели меню.
13. Числовой диапазон обозначается следующим образом: 15-25. Если же в диапазоне – простые числа, то лучше писать так: два-пять.
14. Минутные отрезки указываем как 15-я минута или на 15-й минуте, а не 15-ая или на 15-ой. Уходим от написания цифр, когда говорим о таймах. Пишем "первая половина игры" и "второй тайм".
15. Использование сокращений типа "т. д." и "т. п." запрещено.
16. Использование восклицательных знаков и многоточий в тексте новости запрещено.
17. Обозначения уровня лиги пишем с заглавной буквы: Первый и Второй дивизионы (до окончательно прояснения ситуации с названиями лиг), Премьер-лига. Зоны указываем в кавычках – зона "Запад" и так далее.
18. В текстах используются исключительно верхние "кавычки", а не «кавычки» (пожалуйста, не добавляйте работы редакторам!).
19. В статьях не используются слова "тут", "данный".
20. Имена собственные и названия на латинице не заключаются в кавычки: Praga, Barcelona.
21. Имена в подписях автора текста и фотографий указываются курсивом, фамилии – ПРОПИСНЫМИ буквами и курсивом. Перед именем и фамилией фотографа следует писать: "Фото:"
22. Написание всех государственных должностей – со строчной буквы. Исключение – официальная формулировка "Президент РФ".