Крабелоту посвящается
Пытаясь понять, кто и зачем покупает фанзины и что он с ними делает потом, я пришел к некоторым выводам. В частности, разбил всех читателей на несколько категорий.
1. Те, кто приобретают фанзины бессистемно. Это читатели-любители. Они получают новый фанзин, прочитывают его и откладывают в долгий ящик. Иногда они достают его и перечитывают вновь, но происходит это крайне редко. Они не могут однозначно ответить на вопрос зачем им нужны фанзины и поэтому, как правило, пускаются в долгие рассуждения о том, что пытаются больше узнать о какой-то движухе и повысить свой читательский уровень. На самом деле они пионеры чтения, которые могут запросто купить фанзин лишь из-за красивой и яркой обложки, да и вообще бросаются на все блестящее и с громким названием.
2. Есть те, кто приобретают достаточно много фанзинов, однако зачем им они нужны, они не знают. Это собиратели. Они как пылесосы берут много и без разбора. Никогда не перечитывают фанзины по 2 раза, поскольку их и так много и они едва ли успевают прочитать все по одному разу. Иногда они меняются фанзинами, поскольку жажда к чтению может перебороть жажду к собирательству. Свое занятие они не считают хобби, однако при удобном случае могут похвастаться своей подборкой перед приятелями.
3. Следующий тип фанзинолюбителей, это коллекционеры. Они коллекционируют только по одним им понятным принципам – по годам, странам, клубам и так далее. К своей коллекции они относятся как к предмету искусства, хранят в труднодоступном месте и редко кому показывают. Своими закромами редко перед кем-то хвастают. Для таких людей гораздо важнее иметь тот или иной фанзин в своей коллекции, чем просто прочитать его. Попросив у кого-нибудь из знакомых отсутствующий фанзин под предлогом «просто почитать», они придумают тысячу причин больше не возвращать его. Коллекционируют до конца своих дней. Коллекцию не продают, а находясь на смертном одре завещают кому-нибудь из близких, например детям. Правда, эти дети, после получения коллекции первым делом задаются вопросом «Сколько она стоит?» и «Как ее можно побыстрее продать?». Правда, извлечь таким образом прибыль им редко удается, поскольку как правило они теряют всю коллекцию во время очередного переезда или же теща выкидывает ее в мусор, расценивая как простую макулатуру.
4. Следующие в нашем списке читатели-профессионалы. Они относятся к своему увлечению и могут запросто не заметить, что вместо фанзина читают модный глянцевый журнал, у которого на обложке просто что-то написано мелкими буквами про фанатов. Они не гнушаются и интернет-версиями фанзинов, поскольку считают что само чтение гораздо важнее наличия того или иного журнала. В хрустящей обложке и запахе типографской краски не находят никакой романтики. Читают не для себя, а для того чтобы читать. Приобретают фанзины редко, но метко. Как только поняли, что получили не то, на что рассчитывали, тут же стараются от фанзина избавиться и поменять его на какой-нибудь другой, а можно и не на фанзин вовсе. Частенько считают, что фанзины это прошлый век. Перед своими знакомыми тем, что читают фанзины - не козыряют. Зато частенько грузят их знаниями, полученными из той самой фан-литературы. В результате знакомые частенько пребывают в шоке от глубоких познаний читателя-профессионала.
5. Ну и наконец, последний пункт сегодняшней программы. Это литературные критики. В принципе, критики – это те же профессионалы, только при этом активно пишущие в интернете. В отличие от представителей предыдущей категории, к электронным версиям фан-зинов относятся с большой долей скепсиса, поскольку им важнее продукт подержать в руках. Однако делают они это не для того, чтобы испытать какой-то трепет или пережить незабываемые чувства, а чтобы оценить качество печати, верстку и найти пару косяков, образовавшихся при печати. Все это им нужно чтобы создать очередную рецензию на осиленное чтиво, где они расскажут несведущим в делах стоит приобретать тот или иной фанзин или нет. Оценивают фанзин с двух сторон - технической и литературной. Поскольку, как правило, эти люди никогда не были причастны к созданию фан-литературы и воображают из себя больших ее знатоков, то не стесняются в выражениях и стараются написать как можно больше грязи о фанзине. Собственно, все как в шоу-бизнесе. Фанзинами не дорожат и с легкостью расстаются. Часто интересуются реакцией авторов на их рецензии, поскольку дают им там массу ценных советов. Любят, когда комментируют их писульки. особо уважают комментарии типа «Спасибо Вам за стоящую рецензию. По вашему совету приобрел журнал и не ошибся. Он действительно оказался полным говном. Пишите еще, Ваше мнение очень интересно».
Надеюсь, каждый смог узнать себя в одном из этих типов фанзинолюбителей. Или же в миксе из нескольких типов. К чему это я все затеял. Поскольку Крабелот явный представитель последней категории и выставляет прочитанные фанзины на обмен, то пришло в голову следующее. Наверняка, все Вы знаете что такое «буккроссинг». Ну это когда кто-то читает книжку, оставляет ее в каком-то определенном месте, а следующий буккроссер берет ее, читает и оставляет дальше. И так постоянно – круговорот литературы в природе. Обоснование тому – во-первых, книги дорогие, во-вторых, не всегда понятно, нужна ли тебе та или иная книга для твоей библиотеки, и чтобы не ошибиться в выборе, можно вот такой вот пробничек организовать. В результате и деньги целы, и читательский пыл умерен.
Предлагаю организовать фанзин-кроссинг. Ну типа того, что владелец журнала дает об этом соответствующую информацию, и поехали. К примеру, первый фанзин-кроссер получает журнал совершенно бесплатно. Но есть 2 обязательных условия. Во-первых, они должен написать о прочитанном полноценную рецензию (определенное количество знаков, затронуть все аспекты). Ну а во-вторых, он должен в случае обнаружения следующего фанзин-кроссера, интересующегося этим журналом, отправить ему его за свой счет в первозданном виде (без видимых повреждений и потерь!). И так по кругу. Можно еще пару правил придумать. Вроде того, что при большом количестве желающих почитать, больше двух недель фанзин в руках не задерживать, а рецензию выдавать не позднее месяца со дня получения. В процессе обсуждения можно еще что-нибудь придумать.
Как потенциальный автор нового зарождающегося движения, заявляю следующее. Крабелоту Dust #8 продан не будет, поскольку он все равно ему будет не интересен. А вот в ради получения рецензии буду готов отправить в качестве предмета фанзин-кроссинга, то есть когда он прочитает сам, должен будет передать другому.