RSM fans # 0, # 1, # 2, # 3, # 4, # 5, # 6, # 7/Ростов (Ростов-на-Дону, Россия)
Первоначально рецензировать RSM FANS я собирался после прочтения всех существующих номеров, выходивших в период с июня по декабрь 2020-го года. Но, к сожалению, этот план провалился. Дело в том, что до сих пор мне удалось получить только 8 (№0-№7) из 12 выпусков, приуроченных к домашним играм "Ростова". Остальные застряли в Москве, и когда их ждать непонятно. Исходя из ситуации, я принял решение больше не тратить время и читать те, что есть, и высказываться только о них.
Прежде чем начать, давайте разберёмся в терминологии. В анонсах RSM FANS называли по-всякому: журналом, фанзином, фан-программкой. На сайте фан-шопа жёлто-синих он до сих пор маркируется, как журнал-програм(м)ка. Всё это как будто синонимы, но не совсем. На мой взгляд, существует более чёткое определение, а именно - матчевая фан-программка, только не простая, а с нетипично дорогой для этого вида фанатской печати полиграфией. Одно только выборочное лакирование на обложке чего стоит. Выглядит оно очень эффектно, по-богатому. Очевидно, что на материалах авторы не экономили, отсюда и цена - 200 рублей за экземпляр.
Внешняя привлекательность - хорошо, но я уверен, и многие со мной согласятся, что содержание гораздо важнее. В случае с RSM FANS оно строится на большом количестве картинок и коротких, по сути малосодержательных, нередко просто-напросто формальных комментариях к ним, к тому же напечатанных с ошибками. Не спорю, фотографы у фанатов "Ростова", читай "Ростсельмаша", талантливые. Снимки у них без преувеличения скажу замечательные, да и забивать страницы ими гораздо проще, чем писать текст. Но очевидно же, что без него получается не то кино. Если честно, сложно хоть что-то выделить. Из трёх потенциально самых интересных рубрик исполнение ни одной мне не понравилось. Отчёты со свежих выездов оказались немногословными, сухими и, как результат, совершенно неинтересными. Ретроспективы старых поездок могли бы стать хитами, но не стали. Формализма в них заметно меньше, но объём такой же - на всё про всё (текст и фото) одна страница. Ну разве можно раскрыть тему, вспомнив обо всех приключениях по дороге туда, подробностях нахождения в самом городе, атмосфере на стадионе во время матча, используя столь малое пространство? Конечно, это невозможно. Интервью даже назвать таковыми язык не поворачивается. Они суперкороткие, мало о чём рассказывают и практически ничему не учат. Не сомневаюсь, что при грамотном подходе те же самые герои, за плечами которых десятилетия, проведённые в фанатском движении, способны дать такие захватывающие интервью, которые читать устанешь, но оторваться не сможешь. Про перебор с рекламой даже говорить не хочется. От номера к номеру её становилось всё больше и больше, при этом объём брошюр держался на одном и том же уровне.
В результате чтение восьми номеров с почти что одинаковыми обложками, что мне тоже не очень нравится, заняло совсем немного времени. Знаете, есть такое ироническое выражение: "Замах на рубль, а удар на копейку". При всём моём уважении к авторам, оно хорошо характеризует RSM FANS как проект с большими возможностями, которые, к сожалению, не были реализованы. Молодцы, конечно, что попробовали и выпустили эти 12 брошюр, но как читатель я недоволен. Повторюсь, фотографии у ростовчан классные, девушки красивые, панорамные снимки стадиона с высоты птичьего полёта мне тоже очень понравились, но без эксклюзивного, интересного текстового контента современный фанзин не имеет шансов на существование. Интернет сожрёт его в два счёта. Потому что фотографий в нём намного больше, качество их гораздо лучше, скорость подачи информации выше, и так далее и тому подобное. Той же рекламой, спасу от неё нет, сейчас завалены все социальные сети. Формат всех выпусков квадратный, объём варьируется от 20 до 24 страниц, печать цветная.